Методологические основы рациональной организации жизнедеятельности

Как уже отмечалось, организация жизнедеятельности человека определяется многими обстоятельствами: индивидуальными, социальными, личностными, культурологическими, профессиональными. К умственному труду относят деятельность, которая характеризуется большим умственным и эмоциональным напряжением при слабой мышечной активности. К нему можно отнести многие виды труда, которые заметно различаются по организации производственного процесса, распределению нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения и т. д.

Условно можно выделить следующие группы умственного труда:

• выполняемый по заранее разработанному плану и требующий преимущественно напряжения мыслительных процессов: труд инженеров, экономистов, бухгалтеров и др.;

• отличающийся неравномерностью нагрузки и необходимостью принимать оперативные нестандартные решения, типичный для руководителей учреждений, предприятий, коллективов и т. д.;

• с нерегламентированным графиком труда, обусловленным созданием новых продуктов творческой деятельности, и требующий периодического высокоактивного нервно-эмоционального напряжения: такой труд свойствен научным работникам, конструкторам, писателям, артистам, художникам и др.;

• с особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением для осуществления оперативного контроля за быстро меняющимися технологическими процессами, ситуациями, условиями: труд операторов, водителей транспорта, диспетчеров и т. д. ;

• требующий значительной мобилизации функций анализаторов и внимания: работа на конвейере, контролеров, наборщиков и т. д.;

• с дефицитом информации при необходимости принятия оперативных решений, высокой ответственности за принимаемые решения: труд медицинских работников, авиадиспетчеров;

• с высокой плотностью межличностных контактов, возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени, характерный для педагогов;

• с освоением новых знаний, требующих поддержания высокого уровня внимания, памяти и т. д. в течение длительного времени, — труд учащихся и студентов. Интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного и свойствен лишь человеку.

С учетом того обстоятельства, что темпы охвата контингента и интенсивное повышение умственного труда в истории цивилизации исключительно велики, можно считать, что на протяжении развития человечества как вида в его организации еще не сформировались механизмы удовлетворительной адаптации к нему. По-видимому, это обусловлено двумя взаимопротивоположными обстоятельствами:

Во-первых, объем информации в мире каждые 10—12 лет увеличивается, что ведет к заметному уплотнению объема информации, которую человек должен усвоить в единицу времени. Это требует от него высокой психической устойчивости, длительных нервных напряжений, длительного поддержания внимания.

Во-вторых, пропорционально снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании обоих этих условий наступающее умственное утомление в отличие от мышечного не приводит к прекращению работы, а она продолжаясь, ведет к перевозбуждению и невротизации: увеличиваясь во времени и углубляясь, эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким снижением работоспособности и к развитию многих соматических заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных функциональных системах организма. Самым серьезным отрицательным для здоровья факторе умственной деятельности является гиподинамия. У представителей умственного труда часто отмечаются ухудшения в состоянии сердца, склеротические изменения сосудов, нарушения артериального давления, ослабление дыхательной функции, застой крови в нижних долях легких и полости живота, в нижних конечностях и т. д. В связи с этими изменениями в желудочно-кишечном тракте возникают изменения обмена веществ и самочувствия, часто развивается первичное (алиментарное) ожирение и т. д.

Специфика интеллектуального труда заключается и в том, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека, и рабочая доминанта сохраняется в ЦНС достаточно долго. Последнее обстоятельство обусловливает частое развитие у представителей умственного труда неврозов, которые сами по себе являются непосредственным фактором возникновения многих патологических реакций.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *